Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорил (в разных ситуациях) и это превращалось в лекцию (очень хорошие наставления). Тоже самое происходило с нашим Гурудевом. Однажды шёл дождь и Бхактисидханта Сарасвати не мог дать лекцию (мало кто мог прийти). Он сказал: Люди считают что дождливый день - это плохой день, но мы считаем что тот день плохой, когда нет Бхагавата шравана киртана. Однажды наш Гурудев сказал… (Простите. Сегодня я не мог говорить Бхагаватам..) Если мы не слушаем Хари киртан, мы не сможем служить Господу Хари, Гурудеву. Только благодаря слушанию разовьется вера. Не все могут совершать Хари севу. Только кто слушает с полным вниманием, может смогут служить Хари. Мы имеем хорошее здоровье и тратим свое время на семейные обязанности. Многие заняты образованием. Время уходит. Кто-то теряет время в фермерстве. Но нет времени для Хари катхи. Занимаясь разной деятельностью, мы уменьшаем время для слушания Кришна катхи. Многие не слушают Кришна катху. Это можно понять по их поведению. Кто слушает Кришна катху, очень смиренный, терпеливый и не ожидает почтения к себе. Если нет этого, человек не слушал. Я думаю, что буду слушать позже (когда закончу дела или когда стану старым). Мы проводили в детстве Бхагавата саптаху. Только старые люди приходили слушать. Что произойдёт в будущем, мы не знаем, но говорим что будем слушать в будущем. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур сказал: Настоящий момент, это лучший момент для слушания Кришна катхи. Многие приходят в матх, слушают и служат, но потом становятся грихастхами и погружаются в самсару. Что делают дома? Работают или воруют. Почему? Они не слушали Кришна катху. Это и мой опыт (я видел это). Если кто-то занят в Бхагават севе, как могут у него быть страдания? Когда человек служит Кришне, приходит много блаженства (несравнимого с небольшими неудобствами). Кто немного общался с Махаджанами и совершал немного севы, а потом оставил севу, несомненно будет раскаиваться. Общаясь с Махаджаном человек получает милость (нет сомнений в этом). Привлёкшись временными вещами (самсарой) несомненно человек будет раскаиваться со временем. Многие приходят и плачут: «Что я сделал. Я был в таком хорошем положении, а теперь я страдаю от майи.» Каждый не имеет возможность совершать Хари бхаджан. По милости Садху Гру у нас появилась такая возможность. Почему я не пользуюсь? Почему уменьшаю бхаджан? Если я буду потом раскаиваться, почему бы сейчас не стать внимательным. Я буду плакать позже: Я потерял время. Была возможность, но я не воспользовался. Кен ди боло.. О Кришна, я оставил Твои лотосные стопы и тону теперь в материалистическом океане. Я получил редкую человеческую жизнь. Что я делаю? Я иду за майей (она тащит меня). Почему? Майя уводит нас от Кришны. Почему мы смотрим на майю и оставляем Кришна севу? Майя также очень могущественна. «Позже совершишь свой Кришна бхаджан, а сейчас пойдём со мной.» Магнит притягивает метал, но не дерево. Почему Кришна не привлекает нас, а майя привлекает нас? Потому что мы потеряли умонастроение служения. Майя ждет этого момента. «Я дам тебе все виды счастья.» Не оставляйте севу. Если оставите севу, станете как трупы.
кр̣шн̣а твадӣйа-пада-пан̇каджа-пан̃джара̄нтам
адйаива ме виш́ату ма̄наса-ра̄джа-хам̇сах̣
пра̄н̣а-прайа̄н̣а-самайе капха-ва̄та-питтаих̣
кан̣т̣ха̄вародхана-видхау смаран̣ам̇ кутас те
Все мы заняты в своей самсаре. Не можем мы совершать Кришна бхаджан. Когда в последний момент решим совершать Кришна бхаджан, мы не сможем. Будет удушье и страх. Даже Имя не сможем произнести. Некоторые говорят: «Как прожить без денег? Только в молодости я смогу заработать деньги.» Помогут деньги преодолеть вам бхава самудра? «Я полностью независимый. Никто не поменяет моё решение.» Это произошло потому что очень много денег. «Зачем мне жить в матхе?» Даже если я остаюсь в матхе, я коплю деньги. Ведь если я заболею, кто позаботится обо мне? Деньги позаботятся о вас?
дхана джана витта йатае дехера анугата деха геле се сакала чха̄ра
дхане йади пра̄н̣а дитадханӣ ра̄джа̄ на̄ марита дхара̄мара ха-ита ра̄ван̣а дхане на̄хи ра̄кхе дехадеха геле на̄хе кеха атаэва ки карибе дхана
Если деньги дают жизнь, тогда богачи не будут умирать. Но Равана умер. Это муркара вичар..
«В матхе меня будут поправлять (ругать), лучше я буду жить дома.» «Если я стану инвалидом, позаботятся ли преданные обо мне?» Откуда такие мысли? От майи. Почему? Не предались Кришне. Кришна говорит: «Оставь свои измышления и предайся Мне. Я уничтожу твои греховные реакции.» Почему человек страдает? Из-за греховных реакций. Но Кришна уничтожит их. Нет веры у нас в Кришну (в Его слова). Я занялся бизнесом и мой путь преданности заблокирован. Если мы думаем: «Я буду сам поддерживать себя. Мне нужны деньги на старость.» Зачем тогда Кришна будет поддерживать? Так путь бхакти заблокирован.. Когда мы постареем и будем покидать этот мир, придёт раскаяние. Раскаяние приходит к тем кто вставал на путь бхакти и ушёл. Кто не соприкасался с бхакти, не будут раскаиваться. Прабхупада говорит: «Кто услышал Кришна катхамриту, однажды вернется (или будет раскаиваться).» Потому что он общался с великим преданным, в старости он скорбит и раскаивается. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: В этой и в следующей жизни мы будем вспоминать. Потому что мы общались с великим преданным (служили великому преданному). Даже если ничего не сможем изменить, мы будем раскаиваться. Мы будем плакать (не имея никакого выхода). Если мы можем совершить какую то севу, надо делать тогда севу. Один преданный сказал Бхактисидханте Сарасвати Тхакуру:
- Этот человек начал Хари бхаджан после 40 лет.
- Это возможно, но трудно достичь совершенства в таком положении (ум и тело не здоровы).
Так долго мы желали наслаждений. Теперь трудно оставить…
Кто слушал Садху Гуру, он будет думать: Сейчас правильное время для севы. Я присоединился позже.. Я сокрушаюсь теперь.. Юные преданные должны совершать больше севы. Но это не происходит. Только очень немногие служат. Почему? Единственная причина в том что они не слушали Кришна катху. В 2006 году у меня был сердечный приступ и с тех пор я не могу совершать много севы (до этого много служил). Почему мысли о наслаждении беспокоят ум и отвлекают от севы? Не слушали мы Кришна катху. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: Вы юные, сильные. Почему вы не служите искренне сейчас. Если будете служить Хари Гуру ваишнавам, вы достигнете совершенства. Не нужно будет снова приходить сюда. Когда вы совершаете севу, надо внимательно избегать оскорблений. Оскорбление - это искать недостатки в других. Оставьте своё безверие (развейте веру). Тогда совершенство в ваших руках. Не имеем мы другой деятельности. Только удовлетворять Хари и Гуру. Шри Хари тошана и Шри Гуру тошана - это моя единственная деятельность. Когда я буду знать это, легко я смогу совершать Хари Гуру ваишнава севу. Когда зубы на месте, никто не заботится о зубах. Когда зубы выпали, мы переживаем. Мы пришли совершать Хари бхаджан. Для этого нам нужна Гуру крипа (иначе не утвердиться в Хари бхаджане). Как обрести милость Гуру? Что Гуру хочет от нас? Если сделаем это, получим Гуру крипу. «Служи Кришне и сделай Его счастливым.» Кто сделает это, получит милость Гуру. Когда приходит возможность, по милости Гуру, служить Кришне, никогда я не упущу этого. Если оставлю севу, потеряю милость Гуру. Кто получил мгновение общения с Садху, будет раскаиваться. Садху Махаджана имеет милостивый взгляд. В нём очень много желания для нашего блага. Садху Гуру смотрит на нас и мы обретаем благо. Семя бхакти начинает плодоносить под милостивым взглядом Садху. Когда семя даст плод, у нас будет желание служить. Не могу я оставаться без севы. Я получил милостивый взгляд Садху. Даже если я полный инвалид (старик) и не могу совершать севу, но Хари киртан будет продолжаться. Не буду я даже думать о болезни (старости). Киртан все время будет продолжаться. Харидас Тхакур в старости не мог закончить свои круги. Махапрабху сказал ему: «Твое тело сидха деха. Нет нужды тебе воспевать так много.» Харидас Тхакур ответил… В старости мы не можем совершать севу. Но мы можем воспевать. «Даже Ямарадж не остановит меня. Я буду воспевать.» Не имею я теперь никаких мыслей, но когда я возвращаюсь в семью, так много мыслей появляется. Я ем хорошо, я одеваюсь хорошо, но я не знаю когда оставлю тело.. «Так приятно. Жена постоянно хочет удовлетворить меня..» Если мы будем служить в ашраме Гуру, майя не сможет нас тронуть (Гуру не даст). Даже тигрица не будет есть нас (только будет рычать), когда мы под защитой Гуру и Кришны. Оставив севу, если мы войдём в материальную жизнь, мы будем раскаиваться. Рыбак забрасывает крючок с наживкой. Майя делает так. «Я привезу гии из Майяпура, привезу парфернарии. Буду продавать это в свободное от служения время. Так я получу хорошую прибыль.» Затем: «Мне нужна помошница (жена).» Майа всё это говорит. Садху дал Бхагавад Гиту преданному (чтобы он читал). Но мышь стала приходить и грызть Бхагавад Гиту… Это Гита самсара. «Что ты сделаешь? Пойдешь домой или будешь служить в храме? Будешь ты заводить семью?» «Я буду служить в храме. Не буду жениться.» … «Теперь ты стал очень серьёзным.» Мы долго прожили в храме, но не стали серьёзными. Пока мы не разовьём Кришна даса абхиман (Гуру даса абхиман), наша сева не будет совершенной. Придут проверки. Пока мы не пройдем их, Кришна не примет нас своим близким. Гурудев будет отчитывать нас. Если станем серьёзными, придёт вкус. Но мы проваливаемся. Студенты пред экзаменом совершают много усилий. Так и нам надо стать очень серьёзными. «Ты в моём сердце. Как я оставлю Тебя.» «Я нахожусь в Гуру ашраме только для севы (не для торговли). Я не хочу даже секунды тратить. Моя цель - стать совершенным севакой.» Есть препятствие на пути к совершенству. Обсуждать других (искать недостатки).
кахаре на коре нинда, «кришна, кришна» боле аджайе чайтанья се-и джинибек хеле «ниндайa нахико лабхйа» — сарва-шастре кайа сабара саммана бхагавата дхарма хайа
Мы служим так много. Мы наливаем молоко, но сосуд дырявый. Вся наша сева не приносит результата потому что мы обсуждаем других. «Не моё это дело. Гуру и менеджер заботятся об этом..» Если я думаю о других во время мангала арати, разве удовлетворит это Гопала? Я пришёл в ашрам Гуру за благом, но обрету ли я благо, думая о других? Мы служили 20 лет в храме, но нет блага. Поэтому Бхактисидханта Сарасвати говорит: «Теперь тебе 40 и ты должен стать очень серьёзным..» «Не слушать, не видеть и не говорить.» Даже если увидели недостаток, не надо говорить. «Я слушаю, я совершаю киртан и совершаю севу. Только. Это моя садхана. Для этого я в ашраме.» Если кто-то идет к женскому общению, он будет совершать грехи. Но это может и не стать препятствием на духовном пути. Есть история про двух саньяси (молодого и старого).. Даже если человек совершает глупость (грех), не значит что он сошёл с пути преданности. Несомнено путь бхакти будет потревожен, но человек может остаться на пути бхакти. Он не продвигается по пути бхакти, но он не лишён преданности. Есть оскорбление, а есть грех. Оскорбления вырывают бхакти с корнем, а грехи действуют по другому. Бхакти не развивается, но человек снова сможет начать бхакти (бхакти начнёт расти). Апарадхи полностью уничтожают бхакти. Надо быть внимательным (не совершать оскорблений). Если хорошо мы развились в бхакти, тогда сможем закрыть дыру. Нам надо стараться слушать Бхагаватам каждый день. Тогда сможем прогрессировать на пути бхакти.
Из лекции Шри Шрипад Чайтаньи Чандры даса Гурудева 2022.12.25