Здесь Бхагаван Кришна описывает Удхаве три типа бхакти. Карма мишра бхакти, гьяна мишра бхакти и кевала бхакти. В карма мишра бхакти люди следуют Ведическим правилам (ягьям, ритуалам) только ради наслаждений. Если наслаждения не возможны сейчас, они хотят наслаждаться в следующей жизни. Что в итоге? Страдания и страх. Некоторые следуют гьяна мишра бхакти. Что это? Бхакти основанное на нирвишеша гьяне. Спекулятивное знание. «Этот мир полон страданий, поэтому я покину его.» Но что ты будешь делать потом? Карма мишра бхакты хотят больше наслаждений (наслаждаться долго на райских планетах). Когда запас их благочестивых поступков исчерпывается, они снова падают. Когда джива попадает в материальный мир, она испытывает много страха (от рождения, старости, болезней и смерти). Кто занимаются гьяна мишра бхакти, они хотят слиться с сиянием Брахмана. Но не смогут они остаться там. Нельзя там быть долго (не наше место там).
йе ’нйе ’равинда̄кша вимукта-ма̄нинас
твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣
а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣
патантй адхо ’на̄др̣та-йушмад-ан̇гхрайах̣
Следуя восходящему пути, они совершают много садханы, много аскез чтобы слиться с Брахманом. Но снова они падают сюда. Потому что они не служили лотосным стопам Кришны. Тут есть две вещи: бхога и тьяга. Бхагаван Кришна говорит: Не иди к наслаждениям и не иди к отречению. Не надо тебе становиться саньяси. Что значит саньяса? Несомненно ашрам саньяси высший. Но без любви к Кришне саньяса ашрам бесполезный. Гопи не саньясини. Но Бхагаван Кришна находится под контролем Гопи. Нет нужды отрекаться. Сегодня отрекусь, а завтра снова буду наслаждаться. Дхарма дхьёджи. Так много саньяси в Каши Варанаси. Махапрабху был в Каши. Он танцевал и пел (иногда плакал, иногда падал на землю, иногда смеялся). Когда Пракашананде Сарасвати (главе сообщества саньяси в Каши) рассказали о Махапрабху он ответил:
‘саннйа̄сӣ’ — на̄ма-ма̄тра, маха̄-индраджа̄лӣ!
‘ка̄ш́ӣпуре’ на̄ вика̄бе та̄н̇ра бха̄вака̄ли
Этот человек лишь называет Себя санньяси. В действительности Он самый настоящий чародей! Как бы там ни было, Его сентиментализм вряд ли найдет много поклонников здесь, в Каши.
Когда Махапрабху узнал об этом, он сказал:
бха̄вака̄ли вечите а̄ми а̄ила̄н̇а ка̄ш́ӣпуре
гра̄хака на̄хи, на̄ вика̄йа, лан̃а̄ йа̄ба гхаре
«Я пришел в Каши, чтобы продать людям испытываемые Мною чувства, однако не могу найти покупателей. Если Я ничего здесь не продам, то придется возвратиться с товаром домой».
бха̄рӣ боджха̄ лан̃а̄ а̄ила̄н̇а, кемане лан̃а̄ йа̄ба?
алпа-свалпа-мӯлйа па̄иле, этха̄и вечиба
«Большую поклажу принес Я в этот город. Нести все обратно — тяжкий труд. Поэтому если Я получу хотя бы часть цены, то продам Свой товар здесь, в Каши».
В чём смысл саньясы? Настоящий саньяси имеет очень много любви к Кришне. На мгновение он не может забыть Кришну. В его действиях и словах только Кришна (Кришна сева). Если нет любви к Кришне, как мы будем думать о Кришне? Что толку в бхоге и тьяге? Что мы можем принять и от чего мы можем отречься? Если нет Кришны в наших мыслях постоянно, от чего мы можем отречься (что толку от отречения)? Карма мишра бхакти и гьяна мишра бхакти принесёт вам страх. Почему? Карми боятся потерять чувственные наслаждения, а гьяни боятся самсары (боятся упасть). Чистый преданный не имеет никакого страха. Полностью он зависит от Кришны. «Чтобы ни сделал Кришна со мной, это хорошо для меня.» Даже страдания они считают милостью Кришны.
тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄н̣о
бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам
хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те
джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к
Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом.
Кришна сказал Удхаве оставить всё. Значит нам надо оставить всё (и запрещённую и разрешённую деятельность)? Это значит мы мгновенно стали чистыми преданными? (сегодня присоединился, а завтра стал чистым преданным, нет нужды в садхане) Это значит что я хочу стать сахаджией. Болезнь ПД… Нужна садхана. Сейчас (только) Кришна даёт такие наставления. Когда Удхава пришёл к этому уровню, Кришна стал давать заключительные (очень сокровенные) наставления. Раньше Кришна не давал такие наставления. Потому что, чтобы прийти на уровень «Кришна мой. Я принадлежу Кришне», надо пройти через садхану. Без садханы не достичь никакого результата. Поэтому есть ступени: садхана бхакти, бхава бхакти и према бхакти. Какие обязанности садхаки? Мы пришли совершать садхану. Можем ли мы совершать садхану? Почему не можем совершать садхану? Нам нужна милость Хари, Гуру, ваишнава. Без их милости не сможем совершать садхану.. Сейчас заполняют таблицы садханы. Вы приходите на мангала арати. Хорошо. Многие люди встают рано. Но не значит что они совершают садхану. Пока человек не получит милость ваишнава Садху, всё чтобы он ни делал, это не садхана. Садхана - это крипа. Милость наиболее важная вещь (без милости мы не совершим садхану). Зачем мы совершаем садхану? «В этой жизни я обрету духовного учителя и милость Верховного Господа.» Я совершаю садхану чтобы Гурудев был доволен и Верховный Господь Кришна был доволен. «Гурудев, пролей милость на меня.» Получите вы милость (милость Кришны, милость Гуру)? Как получить милость?
брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣шн̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа
Вы просто повторяете это. По милости Гуру и Кришны человек получает бхактилата биджу. Но как получить милость Гуру, милость Кришны? На самом деле вы хотите выбраться из ужасного океана материального существования? Можете вы сами выбраться?
айи нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау крипайа тава пада-панкаджа- стхита-дхули-садришам вичинтайа
Я тону в океане материального существования (очень страдаю). Пожалуйста прими меня пылинкой у Твоих лотосных стоп.
Когда вы будете плакать, Кришна появится перед вами как Гуру. По милости Гуру вы сможете понять как удовлетворить Верховного Господа и получить Его милость. Гуру сева - Кришна сантош. Бхакти ждёт крипу (этому учит Кришна Удхаву). Без крипы не обрести бхакти. Когда начнётся деятельность в преданности? Это ещё не бхакти, это крийа. Почему не бхакти? Кто-то делает гирлянды, кто-то убирает во дворе.. Почему он это делает? Он развил отношения с Кришной. Если человек не имеет самбандха гьяны, он просто делает что-то (крийа). Бхакти крийа начинается с самбандха гьяны (которую мы уже забыли). Жизнь будет бесполезной без самбандха гьяны (без отношений с Кришной). Отношения с Бхагаваном Кришной, что за отношения? Чинмой. У нас есть множество отношений (с родственниками..). Всё это материальные отношения. Отношения с Кришной духовные. Материальные отношения будут разрушены, а чинмой самбандха никогда не будет разрушена. Се самбандха нахи джа’ра, вритха джанма гело та’ра, сеи пашу боро дурачара.
Если нет самбандхи с Кришной, мы подобны животным. Без отношений с Кришной, мы и на сантиметр не продвинемся по духовному пути. По милости Гуру мы обрели самбандху с Кришной, отношения с этим Гуру вечные. Поэтому жизнь за жизнью он наш Гурудев. Как это возможно? Я оставлю тело и Гуру оставит тело. Почему вы говорите что он мой прабху жизнь за жизнью? Пока у нас материальные отношения. Нет чинмой отношений. Гуру покинул планету и я свободен (глава закрыта..). Гурудев не дал мне саньясу, я найду того кто даст мне саньясу.. Но получите вы так милость Гуру? Только желание пратиштхи. Поэтому вы оставляете Гуру. Но при этом поете: чакху дан дила джей джанме джанме прабху сей.. Думаете вы, при этом, что вы сделали со своим Гуру? Бесстыдство это. Чему нас учит Гурудев? Всему связанному с Кришной. Как всё связано с Кришной, эту самбандху Гуру даёт. С этого начнётся бхакти. Не можем мы перепрыгнуть в према бхакти. Видите вы как всё связано с Кришной? Вы даже не подошли к воротам бхакти. Так много грязи в нашем бхакти. Нам надо сделать его очень чистым. Как? Прежде всего надо очистить сердце. Если наша преданное служение не чистое, Он не примет его. Когда человек видит что всё связано с Кришной, его сердце становится очень чистым. Чтобы ни делал человек с чистым сердцем для удовольствия Кришны, это будет принято. Почему происходит развод (даже среди преданных)? Нет Кришна самбандхи. Муж и жена не имеют отношений с Кришной и их отношения основаны на грубом и тонком теле. (Он не понимает моих эмоций, я разведусь с ним..) Отношения с Бхагаваном, вдохновляют нас развивать хорошие (любовные) отношения со всеми. Ты хочешь Кришну и я хочу Кришну, поэтому мы друзья. Если человек развил любовь к Кришне, он свяжет Кришну в своём сердце вместе со всеми (остальными). Слышали ли вы чтобы кто-то оскорблял Нанду Махараджа (маму Яшоду). Они любят всех и все любят их. Потому что они связали Кришну в своих сердцах. Шрила Прабхупададжи Махарадж. Почему все любили его? Почему все принимали что он говорил? Он смог весь мир сделать сознающим Кришну. Потому что у него очень много любви к Кришне. Поэтому он имеет шакти всех делать дружественными. Любовь к Кришне - это и есть бхакти (ни что-то другое). Бхакти к отцу (старшим) - это не настоящее бхакти. Дорогой преданный Кришны привлекает всех своей деятельностью. Что он делает? Только Кришна севу. Если человек привлекает всех, он Садху. Какой Садху? Нирматсара (без всякой зависти). «Я совершаю севу. Пришёл другой и совершает севу лучше. Почему я буду завидовать?» Садху - нирматсаранам сатам. Кто нирматсара? «Он делает так и страдает. Пусть страдает. Если я вмешаюсь в его деятельность, мой бхаджан будет побеспокоен. Пусть он делает что делает.» Это не нирматсара Садху. «Я буду совершать бхаджан и отправлюсь на Вайкунтху. А они пусть остаются и страдают тут.» Это качества скупца (не брахмана). Настоящий брахман старается всех сделать сознающими Кришну (чтобы все обрели счастье). «Пусть я буду страдать, но пусть они освободятся.» Что говорил Прахлада Махарадж? Что говорил Васудева Кхушти? «Пожалуйста освободи всех джив. Пусть я буду страдать жизнь за жизнью (принимая их карму).» Это нирматсара Садху.. Это качества Садху. Садху всегда стремится освободить весь мир (поэтому он нирматсара). Пока вы не станете нирматсара вы не сможете связать Кришну в своём сердце. Если вы не связали Кришну в своём сердце, как вы можете давать Его всем. Это занятие Садху (давать Кришну всем и каждому). Прабхупада делал это. Никакого другого желания нет (возьми Кришну). Поэтому Садху независтливый. Человек может стать Гуру, когда поймёт: «Я совершаю бхаджан и те кто зависят от меня (следуют за мной) пусть также совершают бхаджан.» Бхагаван очень милостивый. Почему Бхагаван нисходит сюда (в своей сварупе или в форме инкарнаций)? Какую бы форму ни принимал Бхагаван, это чинмой (духовная форма). Почему Он приходит? Дживы бадхи (связаны). Бадха дживы не знают о чинмой васту. Но Бхагаван приходя в любой форме, трансцендентный. У нас нет знания о трансцендентном. Бхагаван приходит сюда чтобы дживы смогли развить отношения с Ним (узнать о трансцендентном). Джива имеющая знание о трансцендентном, сможет развить отношения с Бхагаваном. Джива не знает трансцендентном. Джива получит возможность развить любовные отношения с трансцендентным. Мы говорили о садхана крийе (деятельности). Есть 9 видов бхакти. Среди них есть шравана киртана. Первое шравана, а затем киртана. Когда шравана киртана станут бхакти? Я слушаю, я говорю. Сейчас много лекторов (в ютюбе).. Все они совершают киртан. «Как хорошо он говорит..» Ваше шравана стала бхакти? Его киртан стал бхакти? Некоторые зарабатывают деньги на этом.. Можно ли это назвать бхакти? Когда шравана киртана станут бхакти? О ком мы слушаем, о ком мы говорим, если у нас нет любви к Нему, не может это быть бхакти. Шравана крийа и киртана крийа (просто деятельность). «Очень хорошо говорит..» Что хорошего? Это не бхакти. Тысячи лет вы можете говорить или слушать но бхакти не разовьётся. Прити шунья (нет любви к Кришне). Это только крийа. Робот может всё это делать. Мы действуем как роботы. Есть ли прити к Кришне? Если есть прити к Кришне, все наши действия будут бхакти (закупки, уборка..). Там где есть прити, это будет бхакти. Если нет прити, нельзя это назвать бхакти. Что говорить о бхава бхакти, према бхакти. Мы даже не начали садхана бхакти. Что внутри бхакти? Действия и эмоции. Мать берёт ребёнка на руки (когда он плачет). Мать совершает действие, но у матери есть бхава (любовь) к ребёнку. Она не просто совершает действие. Она делает с бхавой. Когда мать берёт ребёнка на руки с бхавой, ребёнок перестаёт плакать (он счастлив на руках матери). Мы совершаем садхану и Кришна будет счастлив когда мы будем совершать садхану с прити, с бхавой (с привязанностью и любовью). Надо развить бхаву. Тогда только постепенно мы поднимемся до бхакти. Сколько есть ступеней? Если у вас есть снеха к Кришне, вы легко сможете купить Махапрабху. «Не говорите глупости, говорите только о Кришне.» Человек будет воспевать Имя Господа Хари если у него есть прити. Харинама мантра нисходит с лотосных уст Махапрабху как извержение вулкана. Это не звуки с губ или языка. Харинама исходит из сердца.
1. кришна-нама дхаре като бал
бишая-басананале, мора читта сада джвале,
раби-тапта мару-бхуми-сам
карна-рандхра-патха дия, хриди маджхе правешия,
баришоя шудха анупам
Каким же могуществом обладает святое имя Кришны? Мое сердце постоянно горит в огне мирских желаний, подобно пустыне, сжигаемой палящим солнцем. Святое имя, проникая в сердце через уши (от Шри Гуру), проливает на мою душу потоки несравненного нектара...
Когда человек воспевает святое Имя, это подобно почке цветка премы. Святое Имя покажет прекрасную форму и качества Верховного Господа Кришны. Оно крадёт моё сердце. Воспевая святое Имя, человек сможет обрести любовь к Кришне.
dīkṣā-puraścaryā-vidhi apekṣā nā kare
jihvā-sparśe ā-caṇḍāla sabāre uddhāre
анушан̇га-пхале каре сам̇са̄рера кшайа
читта а̄каршийа̄ кара̄йа кр̣шн̣е премодайа
Здесь говорится о важности воспевания святого Имени. «Человеку не надо проходить через посвящение или ритуалы предшествующие посвящению. Просто ему надо воспевать святое Имя губами. Так даже самый низкий человек (чандала) сможет освободиться.» Зачем мы тогда получаем посвящение? Джива Госвамипад говорит, что даже человек родившийся в семье брахмана не может совершать Ведические ритуалы без посвящения. Зачем проводится дикша? В Бхакти Сандарбхе сказано:
дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т
курйа̄т па̄пасйа сан̇кшайам
тасма̄д дӣкшети са̄ прокта̄
деш́икаис таттва-ковидаих̣
Дикша - это процесс благодаря которому пробуждается трансцендентное знание и уничтожаются все последствия греховной деятельности (люди сведущие в писаниях, знают это). Правила дикши описаны в Хари Бхакти Виласе и Бхакти Сандарбхе. В соответствии с правилами ваишнавов, человек должен получить брахманическое посвящение.
адикшитасйа вамору критам сарвам нирартхакам пашу-йоним авапноти дикша-вирахито джанах
Пока человек не примет истинного духовного учителя, вся его деятельность в преданности бесполезна. Кто не прошёл должным образом посвящение, снова родится в животных формах. Имя приведёт человека к этому уровню (о котором тут говорит Кришна Удхаве) только если он совершает преданное служение лотосным стопам Кришны (не важно в каком ашраме или в какой варне находится человек). Очень легко так можно стать дорогим преданным Бхагавана Кришны.
Из лекции Шри Шрипад Чайтаньи Чандры даса Гурудева 2022.12.27