Мы знаем из шастр, что без бхакти не узнать Кришну. Любой кто поймет Кришну в татве, никогда больше не вернется сюда (в место страданий). Нельзя купить (на рынке) бхакти. Как обрести бхакти? Если будем общаться с Бхагавад бхактой, обретем бхакти. Этот Бхагавад бхакта намного могущественней нас. Он может занять нас в преданном служении лотосным стопам Кришны. Гуру может обучить бхакти (можно понять бхакти благодаря лотосным стопам Гуру). Какая нам нужна квалификация чтобы принять Гуру пада падма? Шрадха. Если не будет шрадхи, никогда не будет Садху санги. Нам нужна непреклонная вера. Мы пришли к Гуру чтобы стать бхактой. Что он даст? Самбандха гьян. Без этого не обрести бхакти. С незапамятных времен мы забыли Кришна самбандху. Если нет отношений с Кришной, будут отношения с майей. Отношения с майей дают нам много страданий (ананта дукха). Корень бхакти - сильная вера в Гурудева. Многие принимают и затем отвергают Гуру. Причина в отсутствии веры. Не верим мы что Гурудев может дать Кришну (связать нас с Кришной). Мы придумываем много своих способов. Если мы обратимся к Кришна Гуру, мы разовьем любовные отношения с Кришной. Каждую жизнь мы имеем отца и мать. Но чтобы принять Гуру, нам нужна вера. Почему вера является единственно необходимой, чтобы прийти к Гуру пада падма? Потому что без веры мы будем возражать (применять плохую логику). Нет у нас веры в то что Кришна всё даёт. Сам Он сказал об этом.
ананйа̄ш́ чинтайанто ма̄м̇
йе джана̄х̣ парйупа̄сате
теша̄м̇ нитйа̄бхийукта̄на̄м̇
йога-кшемам̇ ваха̄мй ахам
Но нет веры. Гурудев даёт наставления дживам для их блага (ничего он не говорит, что принесет неблагоприятное). Ничего Гуру не скажет такого, что уведет с пути бхакти. Поэтому все виды наставлений Гурудева благие. Гурудев очень милостив. Мы не можем понять как он проливает милость на нас. Почему? Много гордости у нас. В каждом действии Гурудев проливает милость. Нам надо иметь полную веру в Гуру, Бхагавана и мантру. Если нет веры, не сможем мы продвигаться по духовному пути (пути преданности).
гуру-мукха-падма-вакйа, читтете корийа аикйа, ар на корихо мане aшa
Надо полностью поверить в слова нисходящие с лотосных уст Гуру (не в слова других людей). Если мы не прогрессируем в бхакти, это значит нет веры в слова Гурудева. Гурудева крипа. Зачем мы молим об этом? Просто произносим слова. Нет веры в Гурудева. Это капатья. Как я смогу понять что Гурудев проливает милость на меня? Насколько анартхи (грязь) уходят. Из этого сможем понять (анартхи меньше беспокоят). Как освободиться от анартх? По милости Гуру.
Адо шрадха, садху санга, бхаджанакрия, анартханиврити..
Рупа Госвами дал постепенный процесс. Пока не освободимся от анартх, не будет бхакти. “Мое желание исполнилось.” Какое желание? “Гуру пада падма всегда должен быть в моем сердце.” Не другие желания… По милости Кришны могут исполниться и другие желания (не по милости Гуру). Кришна может исполнить мое желание (есть мясо) и сделать меня тигром. Но Гуру не поступит так с нами. Обязанность Гуру - привести нас к лотосным стопам Кришны. “О Кришна, пожалуйста прими меня пылинкой у стоп. Я забыл Тебя и тону в материалистическом океане.” Как стать пылинкой у стоп Кришны? Прежде всего надо стать пылинкой у стоп Гуру. Не легко стать Кришна дасом. Прежде надо стать Гуру дасом. Прабхупада сказал: «Очень легкий процесс..» Но насколько вы предались Гуру? Мой Гурудев говорил что это не легко (подобно тому как идти по острым лезвиям). Полностью прекратится прогресс, если будем неосторожны. Когда Гурудев будет доволен нами, очень легко мы обретем милость Кришны. Любые трудности в сознании Кришны - это оскорбления лотосных стоп Садху Гуру. Надо очень внимательно избегать оскорблений Садху Гуру. Можно обрести бхакти только по милости Гуру. Нам нужна непреклонная вера в Гуру пада падма. Почему я обращаюсь к Гуру? Гуру дает мне высшее совершенство (сарватма сидхи). Что это? Моей севой я смогу удовлетворить Кришну. Нет никакого сравнимого с этим совершенства. (Один фокусник пришёл к Саи Бабе.. Один йоги встретил Прабхупаду и спросил его о сидхи.. Один человек попросил лодочника перевезти побыстрее его на другой берег..) Каково настоящее совершенство жизни? Сделать Кришну счастливым. Кто это может? Дорогой преданный Кришны. Это возможно только по милости Гуру. Это совершенство человеческой жизни и это бхакти. Благодаря бхакти мы легко сможем обрести Кришну. Бхакти мы можем получить от Гуру. Тогда сможем служить Кришне для Его удовольствия. Все наше знание (из университетов) не поможет нам. Духовный учитель вкладывает знание благодаря которому мы сможем служить Кришне (делать Его счастливым). Гурудев выполнял служение рано утром, но его слуга шёл на мангала арати. Это значит что мангала арати важнее служения Гурудеву? Ведь Гуру тоже должен идти на мангала арати? Это наша склонность контролировать Гуру. Мы пытаемся управлять Гуру (Гуру гири). Нет настроения служения (есть настроение Гуру). Через некоторое время мы станем атеистами. Мы теряем веру в Гуру, потом теряем веру в Кришну и становимся атеистами. Третье оскорбление Имени - Гуру авагья. Нет никакого искупления для этого оскорбления. Должны будем отправиться на адские планеты. Прежде всего нам надо перестать слушать других (мирских людей). Гуру не говорит как мирской человек. Его послание нисходит с Вайкунтхи. Он Вайкунтха дута. Если слушать, то слушать Гурудева. Гурудев крипа - вибху васту. Мы ничтожны (ничтожное сознание у нас). Сознание Гурудева огромно. Пока не будем слушать Гуру пада падма, всегда будем оставаться ану чайтанья. Не надо сохранять плохое общение (анитья). Надо общаться с нитья. Тогда обретем общество нитья Прабху Бхагавана Кришны. Если будем общаться с анитья, будем привлекаться анитья васту и не придем к нитья Прабху. Асат санга не поможет нам. Что она даст? Вдохновит на чувственное наслаждение. Нитья санга всегда вдохновляет нас служить лотосным стопам Кришны. Какая нужда в поклонении Гуру? Гуру посредник (через которого мы обретем лотосные стопы Кришны). Но Гуру никогда не скажет: «Поклоняйтесь мне». Почему? Он считает себя ничтожным севакой. “Все служение учеников я отдам своему Гурудеву.” “Я только слуга. Не могу я принимать севу.” Потому что Гурудев - севака. Поэтому Гурудев наш вечный доброжелатель. Мы предлагаем севу Гурудеву потому что он Кришна прештха, он как Кришна. Мы предлагаем всю свою севу лотосным стопам Гурудева. Все наши усилия прежде всего мы отдаем ему. Кто принял прибежище у лотосных стоп Гурудева, всегда счастлив. Как стать близким Гурудеву? Ученики сражаются между собой. Почему? “Я стану вторым, а позже я стану первым.” (Вы знаете как покупали билеты в кино раньше..) Мы такие. Мы стали Гуру севаками. “Гурудев не доволен твоей севой. Завтра я буду делать эту севу. Гурудев так сказал.” Такая мантра у нас (Гуру сказал). Но удовлетворяет это Гуру? Не знаем мы. Поэтому Гурудев говорил: “Что поделать, мы приняли учеников.” Не знаем мы как удовлетворить Гуру. «Если другой может очень хорошо делать, пусть он делает.» Нет такого понимания у нас. Очень прискорбно это. «День за днём моё желание служить Гуру увеличивается.» Это значит Гурудев стал доволен моей севой (есть милость Гуру). Больше и больше Гурудев зависит от меня (доволен севой). Для этого я отдам всю свою жизнь. “Как я могу уйти? Гурудев зависит от меня.” Не могу я оставить Гурудева. Очень быстро тогда преданный обретет милость Гуру. Если Гуру будет доволен нами, очень быстро Бхагаван станет доволен нами. Все благое в этом. Чему в точности учит нас Гурудев? “Вы должны сделать Кришну счастливым. Это ваша обязанность.” Если примем, тогда станем бхактами. Сева которая делает Кришну счастливым - это бхакти. Другая сева вовсе не является бхакти. В бхакти нет речи о собственном счастье. (сколько он мне даст..) Севу я совершаю для собственного счастья (не для Кришны). Бхакти - деятельность атмы. Что надо атме? Не собственного счастья. Когда Кришна будет счастлив, атма получит питание. Это атма дхарма. Желание собственного счастья относится к телу и уму. Душа служит Кришне для Его счастья (это джайва дхарма, нитья дхарма). Если мы делаем что-то для тела и ума, это не бхакти. Бхакти - деятельность для Кришны. Мы заваливаем (давим) душу и так наше бхакти уничтожается. (Столько страхов сейчас..) Страхи, беспокойства у нас из-за отсутствия бхакти. Если нет преданности, будет много другой деятельности. Не будет деятельности для Кришны. Придет много страха. Если нет Кришна бхакти, другие желания придут в ум. Бхакти - эка и Бхагаван - эка. Только одно желание (Кришна сукха). Поэтому бхакти - эка абхинивеша майи. Некоторые говорят: «Как совершать преданное служение? Нам нужна независимость для этого. Кришна не дает независимости.» Это не правда. Кришна не вмешивается в нашу независимость. Бхагаван свадин сварат и джива свадин сварат. Но джива ничтожна, а Бхагаван огромный. Но дхарма одна. Дхарма капли и дхарма океана одинаковы (качества одинаковые). Какая разница между дживой и Бхагаваном? И тот и другой независимый. Кто не имеет независимости? То что создано. Джива не создана (нитья). Кто создан, тот не имеет независимость. Джива вечная и Бхагаван вечный. Джива имеет независимость и сознание. Кришна не хочет уничтожать четана дхарму. Почему? Если Кришна уничтожит четана дхарму, что будет? Не сможет джива исполнять свои вечные обязанности (служить Бхагавану). Если забрать независимость, джива не сможет служить Бхагавану Кришне. Джива неправильно воспользовалась независимостью и поэтому не может заниматься вечным служением Кришне. Поэтому получает много страданий. Поэтому Шастры, Гуру, Бхагаван стараются дать нам хорошие наставления (чтобы мы правильно воспользовались независимостью). Из Шастры от Гуру я узнаю что я Кришна дас. Кто правильно пользуется независимостью - это бхакты, кто неправильно - это абхакты. Мы люди Кришны. Почему не можем мы понять даже маленькие вещи? Майя. Сознание покрыто (четана аврита). Конечное благо жизни - Кришна бхакти. Но не можем мы этого понять из-за влияния майи. Пока мы не выберемся из под влияние майи, мы не сможем понять простые вещи. Майя делает истинным то чего нет.
даивӣ хй эша̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
Только предавшись Кришне можно преодолеть (могучую) майю. Майя и Бхагаван полностью противоположны. Майя - это тьма. Она не дает нам идти к Кришне. (Позаботься об отце..) Майя не позволяет нам идти к Бхагавану. Но если мы отправимся к Кришне, майя не сможет нас контролировать. Что говорят христиане о майе? Есть Бог и есть Сатана. Майа другая. Сатана не позволяет идти к Бхагавану, а майа позволяет. Как? Она наказывает нас (чтобы мы повернули лицо к Кришне). Она служанка Кришны. Она делает неблагодарную работу. Она поправляет нас. Глупые идут к майе, получают удары и через долгое время поворачивают лицо к Кришне. «Зачем я буду получать удары майи? Я непосредственно найду прибежище у лотосных стоп Кришны.» Кто на самом деле не идёт к майе? Кто ищет Кришну и идёт нисходящим путём. Он поворачивается к Кришне. Нисходящий процесс - это парампара. Кто идёт в ученической преемственности, никогда не повернётся к майе. Он знает о Верховном. Те кто занимаются йогой, медитацией (идет восходящим путем), снова падают. Какая разница между ними? Одни зависят от спекулятивного знания (мана дхарма), а другие зависят от знания нисходящего по парампаре от Кришны. Кто принял знание по учениеской преемственности, служит лотосным стопам Кришны. Другие падают. Потому что не знают про ангхри севу. Чтобы служить Кришне (оставаться у Его стоп) знание об этом приходит от Гуру пада падма. Поэтому Гуру крипа хи кевала.
Из лекции Шри Шрипад Чайтаньи Чандры даса Гурудева 2022.12.24