Все во Вриндаване обретают Господа в соответствии со своей расой (в одной из четырех рас: мадхурья, ватсалья, сакхья и дасья. Чтобы обрести Верховного Господа Кришну, надо развить бхакти (любовное преданное служение лотосным стопам Бхагавана). Только так можно достичь Кришны и бхакти должно быть чистым (шудха бхакти). Не должно бхакти смешиваться с дхармой, артхой, камой, мокшей или кармой, гьяной, йогой. Также не должно быть других желаний. Единственное желание — служить Кришне и делать Его счастливым (только этого надо желать чтобы обрести Бхагавана Кришну). Кришна — Верховный Господь. Эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам. Все остальные инкарнации и частички (кала и амша). Кришну можно связать любовью. Полностью независимого можно связать любовью. Супружеская раса высшая. Внутри нее уже находится и ватсалья и сакхья и дасья. В ватсалья расе находятся даже коровы. Давая молоко, они служат Кришне. Кришна с радостью принимает молоко и молочные продукты. Поэтому коровы находятся в ватсалья расе. В других местах мы также находим ватсалья расу. Дашаратха Махарадж имел очень много любви к Рамачандре Махапрабху. Это родительская любовь. Дашаратха все подготовил чтобы короновать Рамачандру Махапрабху. Но этого не произошло. В ночь перед коронацией Какей (вторая жена Дашаратхи) попросила исполнить обещание (Дашаратха ранее пообещал ей исполнить два ее желания). Она попросила чтобы Рамачандра отправился в лес на 14 лет, а ее сын Бхарата стал царем. Дашаратха из династии Рагху. В этой династии есть правило: «Если дал обещание, ты должен исполнить его (даже ценой жизни).» Дашаратха не стал возражать Какей. Когда он выполнял свое обещание, где была его родительская любовь? У него было так много любви к Рамачандре Махапрабху, но в этот момент его раса была потревожена (не было расы). Он придавал такое большое значение принципам династии Рагху. Где любовь? Нет расы (раса побеспокоена). Во Врадже Нанда Махарадж имел родительскую любовь к сыну (Кришне). Как много привязанности было у Нанды Махараджа? Дашаратха служил Рамачандре Махапрабху (потому что Он Господь). Нанда Махарадж служил Кришне (Кришна также Верховный Господь). Если мы сравним, что будет более великим? В Бхагаватам сказано:
йах сатйа-паша-паривита-питур нидешам страинасйа чапи шираса джагрихе сабхарйах раджйам шрийам пранайинах сухридо нивасам тйактва йайау ванам асун ива мукта-сангах
Выполняя указание своего отца (который был связан обещанием), Господь Рамачандра оставил царство, богатства, друзей, жителей и все остальное и отправился в лес с Ситой.
Дашаратха смог это сделать, потому что его ватсалья раса не была такой сильной. Камса послал Акруру, чтобы тот привел Кришну и Балараму к нему. Нанда Махараджа ничего не мог поделать. Он разрешил. Но он пытался вернуть Кришну обратно во Врадж. Кришна не вернулся. Когда Нанда Махараджа узнал что Кришна приезжает на Курукшетру, немедленно он со всеми обитателями Враджа отправился увидеть Кришну. Потому что разлука с Кришной приносила очень сильную боль Нанде Махараджу. Но Дашаратха исполнил свое обещание. Конечно Дашаратха от разлуки с Рамачандрой оставил тело. Если мы будем обсуждать ватсалья расу Нанды и Дашаратхи, мы увидим что Дашаратха следовал принципам династии Рагху и позволил Рамачандре уйти в лес. Кто поклоняется Рамачандре, должны знать: Сева Дашаратхи Рамачандре была нарушена а сева Нанды Махараджи Кришне осталась нетронутой (непотревоженной). Позвольте нам обсуждать эту расу. Кришна — прибежище 12 рас. Все расы исходят от Него. Кто-то может возразить: «Рама также Кришна. Какая проблема в том чтобы совершать Рама упасану?» Мудрецы Дандакараньи имели много любви к Раме. Они хотели развить супружеские отношения с Рамой. Но это не было возможно, потому что Рамачандра имел эко патни дхара врату. Не мог он принять другую женщину (кроме Ситы) своей женой. Что такое супружеские отношения? Мадхурья раса, шрингара раса. Рамачандра Махапрабху не мог принять больше чем одну жену. Сита деви пати врата (целомудренная жена). Когда Господь принимает только целомудренную законную жену, Он не может принять многих. Ситадеви не хотела на самом деле Раму. Она хотела мужа Раму. Что такое Рама? Рама ити ити Рама. Ситадеви не хотела этого. Только она хотела мужа Раму. Как Рамачандра Махапрабху смог бы дать счастье основанное на супружеской любви мудрецам Дандакараньи? Они хотели обнять Рамачандру Махапрабху (Он был так красив). Но Рамачандра Махапрабху сохранял дистанцию (не позволял). Они служили Рамачандре Махапрабху, они любили Рамачандру Махапрабху. Но Рамачандра сказал: Нет (это не возможно). Не смогли они обрести Рамачандру Махапрабху мужем в супружеской расе. Супарнака (сестра Раваны) хотела обрести Рамачандру Махапрабху в супружеской расе. Но Рамачандра Махапрабху не мог ее принять. Не возможно для них было обрести Рамачандру Махапрабху в супружеской расе (не мог Он исполнить их желания). Им пришлось ждать следующей жизни. (Также они имели мужские тела и в них обмен шрингара расой не был бы таким сладким) В следующей жизни (в двапара югу) они стали Гопи и смогли обрести Бхагавана Кришну в супружеской расе. В Бхагавад Гите Бхагаван сказал: йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам. Как человек совершает бхаджан Мне, Я отвечаю (в соответствии с этим). Если какая-то атма разовьет желание иметь супружеские отношения с Господом, она обретет Кришну своим возлюбленным. Если кто-то хочет обрести Кришну в супружеской расе, ему ничего больше не надо. Они принимают рождение от Гопи вечно. Это значит что они хотят рождаться во Врадже. Очень глубокая татва здесь. Как Дашаратха обрел Рамачандру своим сыном? Не служа Господу, нельзя стать отцом Господа. Как Нанда Махарадж обрел Кришну своим сыном? Родительская любовь Нанды Махараджа очень чистая. Поэтому Кришна пришел как сын Нанды Махараджа. Хотя Он не был непосредственно сыном, но очень много родительской любви у Нанды Махараджа. Люди изучают Шастры Пураны (многие изучают). Зачем? «Я тону в океане материального существования. Пожалуйста защити меня.» Это понимание преданных у которых нет бхавы, нет расы, нет премы. Они изучают разные Шастры.
ш́рутим апаре смр̣тим итаре
бха̄ратам анйе бхаджанту бхава-бхӣта̄х̣
ахам иха нандам̇ ванде
йасйа̄линде парам̇ брахма
Я ничего такого не делаю. Я лишь поклоняюсь Нанде Махараджу (который имеет высочайшую родительскую любовь к Кришне). Почему? Пурнабрахма Бхагаван Кришна совершает детские игры в его дворе. Он ползает. Он боится словно обычный ребенок. Я не изучаю никакие Шастры (Ману самхиту..). Я только думаю о любовных отношениях Нанды и Кришны (об этой расе). Мы рассказываем Бхагаватам, мы слушаем Бхагаватам, но думаем ли мы сколько расы в Бхагаватам? Бхагаватам — это раса Шастра. Но наслаждаемся ли мы расой? Почему не можем насладиться расой в Бхагаватам? Потому что не свободны от четырех пурушартх. Пока не придем на пятый уровень (панчама пурушартха), не сможем насладиться расой в Бхагаватам. Как насладиться расой в Бхагаватам? Нам сейчас нужно больше наслаждений (райские планеты, богатства и в итоге освобождение). Как мы сможем войти в расу (которая находится в Бхагаватам)? Если кто-то насладится чуть чуть этой расой, он разовьет очень много любви к Кришне. Какая нужда у бхакты? Према. Как прийдет Према? «Пусть Кришна будет счастлив.» Тогда придет Према. «Мне не нужны дхарма, артха, кама, мокша. Как мой Кришна обретет счастье. Пусть я буду страдать (не возражаю). Главное чтобы Кришна был счастлив.»
на̄ ган̣и а̄пана-дух̣кха,
сабе ва̄н̃чхи та̄н̇ра сукха,
та̄н̇ра сукха — а̄ма̄ра та̄тпарйа
море йади дийа̄ дух̣кха,
та̄н̇ра хаила маха̄-сукха,
сеи дух̣кха — мора сукха-варйа
«Давая мне страдания если Он становится счастлив, эти страдания — моё счастье.» Но что мы делаем. Мы гонимся за дхармой, артхой, камой, мокшей. Для этого мы совершаем панча упасану (поклоняемся Сурье, Ганешу, Шакти деви, Рудре..) Я получу что-то от них, а что я им дам? Один банан, немного молока и свою изворотливость (капатату). «Не буду я больше поклоняться Ганешу, потому что мой бизнес разрушился.» Преданные Кришны поклоняются иначе. «Кришна, забери все это (мне не нужно), мне нужен Ты. Не нужна мне дхарма, артха, кама, мокша. Мне нужен Ты.» Если Кришна бхакта становится очень бедным, он не переживает из-за этого. Он может заболеть. Нет проблемы в этом. Кришна забирает все материальные достояния у него. «На кого Я проливаю милость, Я забираю все его материальные достояния.» Он камадева. Он заберет всю нашу каману (все наши желания). Полубоги (которым мы поклоняемся), мы хотим от них что-то. «Я служу Арджуне Кришне (Арджуна Кришна доволен моим служением), но в процессе служения я залез к нему в карман и забрал что-то.» Можно назвать это севой? Под видом севы я стараюсь получить что-то от него. Это не настоящая Сева (бхакти). Сева — это значит давать (не брать). Мне ничего не нужно. Я буду давать Ему, поэтому я севака. Он будет принимать, поэтому Он севья. Это отношения севьи и севаки. Но нам нужно что-то. Он камадева. Нам надо удовлетворять Его каму. Как удовлетворить Его желания. Если мы будем всегда стремиться к этому — тогда будет сева. Но мы совершаем пуджу все время надеясь залезть к ним в карман. Поэтому поклонение полубогам — авидхи пурвакам (поклонение неправильным образом). Почему неправильно? Потому что они хотят сделать Его своим слугой. Что полубоги могут вам дать? Они уполномочены (имеют ограниченное могущество). Не могут дать они нам расу. Не можем мы служить им с расой (четырьмя расами). Бхагаван Кришна сказал: «Мой бхакта более разумен чем Я.» Как? «Ты можешь убить меня, можешь позволить жить. Можешь делать со мной все что угодно. Я полностью завишу от Тебя.» Не думает он о самозащите, об обеспечении семьи. «Ты отвечаешь теперь за все.» «Теперь Мне нужно обо всем подумать. Потому что он полностью зависит от Меня.» «Он хочет видеть Меня. Как Я скроюсь? Он полностью зависит от Меня. Я покажу ему Себя, чтобы он смог развить любовные отношения. Он хочет служить. Если Я не появлюсь, как он сможет служить?» Как непреданный может Его увидеть? Как сова не видит солнца (сидит с закрытыми глазами). «Непреданные не могут увидеть Меня. Потому что у них нет дел со Мной. Не хотят они служить Мне. Зачем Я буду проявляться перед ними?» Он проявляется как полубоги. Полубоги не Кришна. В спектакле мы надеваем разные одежды (одежды царя..). После спектакля мы обычные люди. Мы хотим видеть спектакль. Не хотим мы видеть настоящую форму. Поэтому разные личности (Шиваджи, Ганеш, Дурга деви). Это как спектакль. Все время нам что-то надо (нужна выгода). Некоторые дают деньги под проценты. Точно также нам надо что-то. «Я предложу кокос, чтобы получить хорошую работу.» Наши нужды материальные. Дай мне то, дай мне это. Не можем мы так поступать с Кришной. Если мы так начнем требовать, Кришна отправит нас к другому (к своему представителю). Понимание преданного: «Забери у меня все эти ненужные вещи, но займи меня в севе Тебе.» Все мы глупцы. Ради чувственного наслаждения мы поклоняемся полубогам. Кто тут долго находится, зарабатывают они деньги? Кто их содержит? Ваши нужды удовлетворяет Гопал. Почему? Они служат Ему. Те кто разумны, служат Кришне и все их желания исполняются. Зачем нужно носиться повсюду ради чувственного наслаждения? Сидите в одном месте и совершайте севу. Все ваши желания будут исполнены. Служите Ему и увидите (придет счастье или нет). Мукти камана, бхукти камана — все это обман. Кто молится полубогам о бхоге, будут обмануты. Кто поклоняется ради освобождения (например Шиваджи), также будут обмануты. Они упадут со своего положения. Не получить так настоящую бхогу и освобождение. Только обман. Если человек очень решительный: «Не давайте мне все это (не хочу я обман). Ты даешь мне деньги, ты даешь мне лабху, пуджу, пратиштху. Ты хочешь так обмануть меня. Мне не надо это. Мне нужен Ты.» (Как разумный ребенок будет плакать пока мать не даст ему молоко из груди (будет отказываться от шоколада)) Мы не знаем что нам надо на самом деле. Мы думаем что надо копить и копить. В итоге все это превратится в гору. «Дай, дай..» Никогда не будем удовлетворены. Мы поклоняемся полубогам. Все они слуги Кришны. Они ждут Его приказаний. А мы глупцы (поклоняемся полубогам).
дхармах̣ проджджхита-каитаво ‘тра
парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇
ведйам̇ ва̄ставам атра васту
ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам
Дхарма проджхита кайтаво. Не нужны мне эти обманные религии. Бхагаватам в каждом слове (слоге) имеет так много значения. Постарайтесь понять. Пока мы не освободимся от обманных религий, не сможем мы быть Садху, не сможем избавиться от зависти, не сможем увидеть Абсолютную Истину Бхагавана Кришну (который является источником всего благого). С самого начала Бхагаватам говорит об этом. Кто был вначале? «До творения Я был. Из Меня изошли Брахма и Шива.» Брахма создает людей, а Шива разрушает. Когда проводится установление мурти, что нужно? Как вдохнуть жизнь (прана пратиштха)? Шалаграм. Для установления любого мурти (для мурти полубогов также), необходим Шалаграм. Если Шалаграм дает жизнь виграхе, кто является корнем? Шалаграм. Кто Шалаграм? Вишну. Он источник. Он есть уже и Он дает жизнь другим. Чтобы обрести бхакти расу, надо оставить дхарму, артху, каму, мокшу. Даже если будет небольшое желание (к ним), бхакти раса не будет развиваться. Когда человек разовьет бхакти расу, что он увидит? Только Кришну (акхила расамрита мурти). Форма воплощающая все расы явится перед нами. Когда акхила расамрита мурти Бхагаван явится нашему взору, мы сможем увидеть как все служат (и Брахма и Шива). Поэтому нам надо понять раса Шастру (Бхагаватам). Что значит слово кришна? Глагольный корень «криш» означает привлекательность и «на» означает ананду. Кришна — акаршана анандара мурти (воплощение привлекательности и блаженства). Кого привлекает Кришна? Того кто свободен от бхоги и тьяги. Кто-то стремится к наслаждениям, кто-то хочет отречься. Никогда они не привлекутся Кришной. Если человек не привлекается Кришной, как он обретет ананду? «Я хочу обрести Бхагавана своим мужем.» Будет это возможно, если я поклоняюсь Раме?
ка̄тйа̄йани маха̄-ма̄йе
маха̄-йогинй адхӣш́вари
нанда-гопа-сутам̇ деви
патим̇ ме куру те намах̣
Гопи совершали Катьяяни пуджу. И мы можем совершать Дурга пуджу (какая разница). Это не одно и тоже. Они совершали Катьяяни пуджу с одним желанием: «Когда Катьяяни исполнит наше желание, Кришна станет нашим мужем.» Мы поклоняемся Дурга деви сохраняя наши похотливые желания. Разное поклонение.
вр̣нда̄ванавани-пате джайа сома сома- мауле санандана-санатана-нарадед̣йа гопӣш́вара враджа-виласа-йуган̇гхри-падме притим прайаччха нитарам нирупадхикам ме
О Шиваджи, о Гопишвара. Ты единственный господин земли Вриндаваны. Ты находишься здесь с Ума деви (Парвати). Они называют его адхишварой (господином). Но здесь адхишвара значит не господин земли, а тот кто поддерживает эту землю. Он поддерживает и присутствует как кшетра пала. На его голове красуется неполная луна (как тилака). Четверо Кумаров, Нарада поклоняются ему. Почему? Потому что он величайший ваишнав. Он величайший среди тех кто поклоняется Господу Вишну. Ваишнавы поклоняются ему. Гопи поклоняются ему, потому что ему надо поклоняться первому, чтобы обрести милость Кришны. Обусловленные души не могут совершать Шива пуджу. Только освобожденные души могут совершать Шива пуджу. Что делает Шиваджи? Все воспевают сладкое Имя Господа. Брахма воспевает Имя четырьмя устами. Шиваджи воспевает Имя пятью устами. Нарада Муни воспевает Имя, играя на вине. Нет нужды поклоняться каким-либо полубогам, потому что они все нашли прибежище у лотосных стоп Кришны. На самом деле мы совершаем Кришна севу? Когда возможно совершать Кришна севу?
сарвопа̄дхи-винирмуктам̇
тат-паратвена нирмалам
хр̣шӣкен̣а хр̣шӣкеш́а
севанам̇ бхактир учйате
Когда освободимся от всех материальных отождествлений. Тогда станем чистыми. Чистыми чувствами мы сможем служить господину чувств (Кришне). Прежде всего упадхи шунья. Если я ни президент, ни саньяси, ни Гуру, кто тогда я? Я ваишнав! Даже я не ваишнав. Кто тогда я? Кто поддерживает всех Гопи, я даса Его дасов. Тогда только Кришна позволит служить. «Я ничтожество, я лишь слуга слуг того кто поддерживает всех Гопи.» Тогда мне позволят служить Ему. Если мы только будем поклоняться Кришне, что будет с полубогами (33 кроры полубогов). Все они находят прибежище у лотосных стоп Кришны. Если я вижу