Однажды Бхактисидханта Сарасвати Тхакур спросил (пожилого) ученика: - Какую севу ты делаешь? - Я только участвую иногда в киртане и делаю пожертвования. - Почему бы тебе не вести киртан? До этого он не вёл киртан (не думал что он может). В итоге он попробовал и стал хорошим киртанией. В начале он считал что это не его сева. У преданного есть свой вкус к севе и когда Гуру просит его (о какой то другой севе), он не чувствует себя счастливым. Когда Гуру просит совершать севу (и ученик следует), ученик получает опыт этой севы и обретает удовлетворение. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: У тебя нет вкуса к этой севе, но когда Гуру просит, надо стараться пробовать. Так как Гуру дал севу, теперь он будет отвечать за результаты (не я). «Я не могу собирать пожертвования (Гуру знает об этом), но Гуру занимает меня в сборе пожертвований.» Есть 9 видов севы. Если человек совершает все, он получит результат. Если человек не может совершать все, совершая хотя бы один, он получит результат. Некоторые выполняют один вид бхакти, а другие выполняют больше. ‘эка’ ан̇ге сиддхи па̄ила баху бхакта-ган̣а амбарӣша̄ди бхактера ‘баху’ ан̇га-са̄дхана Немало преданных занимаются лишь одним из девяти видов преданного служения. Тем не менее они достигают полного успеха. Преданные, подобные Махарадже Амбарише, выполняют все девять видов преданного служения и тоже достигают успеха. ш́рӣ-вишн̣ох̣ ш́раван̣е парӣкшид абхавад ваийа̄саких̣ кӣртане прахла̄дах̣ смаран̣е тад-ан̇гхри-бхаджане лакшмӣх̣ пр̣тхух̣ пӯджане акрӯрас тв абхивандане капи-патир да̄сйе ’тха сакхйе ’рджунах̣ сарвасва̄тма-ниведане балир абхӯт кр̣шн̣а̄птир эша̄м̇ пара̄ Махарадж Парикшит достиг высшего совершенства просто слушая о Кришне. Шукадева достиг совершенства рассказывая Шримад Бхагаватам. Прахлада Махараджа достиг совершенства помня Господа. Прахлада достиг совершенства, памятуя о Господе. Богиня процветания достигла совершенства, массируя трансцендентные ноги Маха-Вишну. Махараджа Притху достиг совершенства, поклоняясь Божеству, а Акрура достиг совершенства, вознося Господу молитвы. Ваджрангаджи Хануман достиг совершенства, исполняя приказы Господа Рамачандры, а Арджуна достиг совершенства, поддерживая дружбу с Кришной. Махараджа Бали достиг совершенства, принеся всё в жертву лотосным стопам Кришны. В чём совершенство жизни? Принять прибежище у лотосных стоп Кришны. Тогда человек может развить любовные отношения с Кришной. Такова цель человеческой жизни. Пока человек не разовьёт любовь к Кришне, он будет развивать привязанность к материальным объектам (личностям). Царь Амбариши выполнял все виды бхакти. Он не жил в храме. са ваи манах̣ кр̣шн̣а-пада̄равиндайор вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане карау харер мандира-ма̄рджана̄дишу ш́рутим̇ чака̄ра̄чйута-сат-катходайе мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау тад-бхр̣тйа-га̄тра-спарш́е ’н̇га-сан̇гамам гхра̄н̣ам̇ ча тат-па̄да-сароджа-саурабхе ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите па̄дау харех̣ кшетра-пада̄нусарпан̣е ш́иро хр̣шӣкеш́а-пада̄бхивандане ка̄мам̇ ча да̄сйе на ту ка̄ма-ка̄мйайа̄ йатхоттамаш́лока-джана̄ш́райа̄ ратих̣ Махараджа Амбариша всегда держал свой ум сосредоточенным на лотосных стопах Кришны, речь свою он посвящал прославлению Господа, руками убирал храм Кришны, а ушами внимал словам, сказанным Кришной, или повествованиям о Нем. Взор Махараджи Амбариши всегда был обращен на Божества Кришны, храмы Кришны и святые места, такие как Матхура и Вриндаван, где Кришна являл свои игры. Чувство осязания Махараджа Амбариша занимал тем, что прикасался к чистым преданным Господа, носом он вдыхал аромат поднесенных Господу листьев туласи, а языком ощущал вкус прасада. Ноги Махараджа Амбариша использовал для того, чтобы посещать места паломничества и храмы, а голову — чтобы склоняться перед Господом. Все свои желания он направил на служение Господу, которым занимался день и ночь. Махараджа Амбариша не хотел ничего для удовлетворения собственных чувств. Все чувства он занимал преданным служением — различными делами, связанными с Господом. Таков путь, позволяющий усилить привязанность к Господу и полностью избавиться от всех материальных желаний. Преданный должен занимать себя 24 часа в сутки. Если кто-то думает о Господе 24 часа, майя не сможет проникнуть в ум. Преданный имеет определённый вкус. В соответствии с этим он должен быть занят севой. Так он займёт ум в Кришна севе. Но возникает вопрос. Я имею вкус к приготовлению бхоги, но Гуру просит меня прочистить канализацию. Я не чувствую себя счастливым. «Понимание Гурудева не верное. Он не знает что я должен делать.» Когда я управлял храмом в Бхуванешваре, те кто имел высшее образования, я занимал их чисткой канав и мытьём посуды. «Менеджер не понимает как правильно занять людей в севе.» Почему мы так делали? Когда человек присоединяется, у него есть гордость. С гордостью человек не сможет совершать севу для удовольствия Кришны. Чтобы разрушить гордость мы занимали новичков такой севой. Бхагаван не терпит гордость. Что говорить о менеджерах. Даже когда Гуру говорит: «Иди, собирай пожертвования.» Мы думаем: «Как это возможно (чтобы я собирал пожертвования)?» Если у нас высокое положение (все нас почитают), как мы сможем стать дасами? «Я хорошо знаю арчану, но меня просят совершать киртан. Как я буду его делать?» Гуру говорит: «Совершай киртан.» Почему Гуру так говорит (он ведь знает что я хорошо знаю арчану)? Потому что он знает что после арчаны я пойду спать (или заниматься праджалпой). Лень и деревенские пересуды являются препятствием на пути бхакти. Настоящий севака желает быть занятым в Кришна севе всё больше и больше. Как только есть возможность, он пользуется этим. (я вижу мусор и убираю..) Другое настроение не благоприятно для Кришна севы. Даже если я не хороший певец, но некому петь. Надо петь.. Когда мы видим что некому служить, надо делать. Когда Гуру просит меня делать, я должен следовать. Не надо свои понимания привносить. Не надо говорить Гуру: «Почему вы заняли меня такой севой?» Когда Гурудев даёт приказ, я должен делать (хорошо или плохо, это зависит от Кришны). Ренука пошла за водой чтобы Джамадагни начал ягью. Но она опоздала (потому что засмотрелась на гандхарвов). Тогда Джамадагни попросил отрубить голову Ренуки своего сына.. Без всяких сомнений Парашурама сделал. То-же самое произошло с Рамачандрой Махапрабху.. Что сказал Гуру или Гуруджана, надо принимать без всяких обсуждений. Однажды преданный сомневался: «Я не умею собирать пожертвования (Гуру знает об этом), почему он посылает меня?» Гурудев знает (мы не знаем). Гурудев всех просил: «Каждый день вы должны слушать Бхагаватам.» Но мы с Вишвамбхарой прабху готовили (поэтому не могли слушать Бхагаватам). Ни разу Гурудев ни спрашивал почему мы не приходим на лекцию. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: «Я сосуд для воды (могу быть хорошим сосудом для воды), но Гурудев хочет чтобы я стал сосудом для приготовления пищи.. Гурудев не прав.» Когда человек думает что Гурудев не прав, какой будет итог? Не смогу я совершать севу. Будет препятствие в бхаджане. Мой вкус не имеет значения. Более важно желание Гурудева.. Мы сохраняем свои желания (свой вкус). Мы можем осуществить эти желания, но мы не обретём бхакти. Гуру знает какую севу дать ученику чтобы он обрёл бхакти. Он занимает так ученика. Какой вкус, какие желания у меня? К чувственному наслаждению. Гуру видит что совершая севу, я наслаждаюсь. Так нельзя служить Бхагавану. Гуру хочет разрушить это (наслаждение). Мы хотим исполнить желания. Если желания не исполняются, мы отправляемся в другое место. Если мы хотим стать преданными, нам надо зависеть от желаний Гуру. Мы служим только на словах. Надо совершать бхакти благоприятно (неблагоприятное бхакти надо отвергнуть). Что это? Мы не знаем что благоприятно для Кришны. Как мы можем совершать севу? Что благоприятно для Кришны, знает Гурудев. Когда я совершаю севу в соответствии с желанием Гурудева, эта сева благоприятна для Кришны (Кришна примет). Я всегда принимал прасад последний и совершал абхишекху последний. Не любил я сражаться.. «Мой Гурудев не дал мне особых наставлений (севы), что мне делать? Я уверен что севу которую я уже делаю, надо делать хорошо.» «Кто находится в матхе, они получают непосредственные наставления, но я грихастха, что мне делать?» Прежде чем совершать севу (любую севу), надо молиться Гурудеву: «Гурудев. Я не знаю какая сева удовлетворит вас. Пусть моя сева доставит вам удовольствие.» Тогда Гуру из сердца подскажет (вдохновение будет в сердце). Если мы из глубины сердца будем молить Гурудева, Параматма ответит (даст вдохновение). Но если мы хотим в алтарной комнате колоть орехи Шалаграмом, Параматма также ответит (вдохновит). Всё время вопросы. «Гурудев уехал и не сказал мне давать лекцию..» «Когда Гуру уйдёт, я буду писать книги (потому что я хорошо пишу книги).» «Оставив отношения с Гуру я стану хорошим лектором, Ачарьей..» Разве Кришна примет такую севу? Я греховный, но ваишнав - дойямой. Он попросит Кришну обо мне. По его просьбе, Кришна примет меня. Иначе я стану дхарма дходжи. (Я великий рассказчик, саньяси..) Когда вы собираете пожертвования, многие будут ругать вас.. «Не буду я собирать пожертвования. Я сяду на большую вьясасану, на меня наденут гирлянды, все будут почитать меня.. Какое почтения я получу если буду собирать пожертвования (чистить канавы)?» Поэтому я не слушаю Гурудева. Какое признание вам нужно? Все сражаются за признание. Не удовлетворяем мы Гуру и Кришну. Мы удовлетворяем себя. Почему я не слушаю Гуру? Единственная причина - ашрадха. Ваишнавская философия начинается со шрадхи, но у меня безверие. Ашрадха против ваишнавской философии. Результат нулевой. С самого начала ошибка (нет шрадхи). Как мы будем двигаться по пути бхакти? «Почему Гурудев заставляет меня делать то что я не могу делать?» Каково желание Гурудева. Гурудев даёт севу в которой нуждается Кришна. (Все хотят готовить.. В итоге на кухне столпотворение.) Мы видим только одну севу (которая нам нравится), но Гурудев видит все виды севы для удовольствия Севьи. Поэтому я занимал начинающих преданных чисткой.. Брахман прежде всего шучи.. Ваишнав - это брахман. Гурудев смотрит чтобы Кришна получал счастье везде (во всём). Будет ли счастлив Кришна, если посуда не чистая? Кто исполняет желания Гурудева (может исполнить желания)? Только кто предался Гурудеву. Есть две истории. «Аруни. Можешь остановить этот поток воды?» Ночью с лопатой Аруни пошёл. Но поток воды был очень сильный. Он кидал землю и это не помогало. Разум пришёл к нему (от Гуру и Кришны). Когда мы делаем для Гуру и Кришны, приходит разум… Надо исполнять Гуру ичху. Как? Даже если я не могу это делать, я завишу от Гуру и Кришны. «Вы дали мне эту севу. Ничего я не понимаю в этой севе. Я полностью завишу от вас.» (Я ничего не знал про управление храмом..) Гурудев знает какое моё место в царстве бхакти. Если я следую за Гурудевом, Гурудев поставит меня в это положение. По милости Гурудева я смогу обрести прибежище лотосных стоп Кришны. Три причины есть почему я не следую за Гурудевом: Независимость, нет знания о том что Гурудев даёт мне всё благое (нет веры), у меня много собственных желаний. Человек может жить в матхе или грихе, прежде всего он должен открыть сердце перед Гурудевом. Если мы придя к доктору, скрываем болезнь, мы не вылечимся. Также Садху вайдья. Если не открываем сердце, не будет результата. Когда мы открываем сердце перед Гурудевом, наша жизнь садхаки становится успешной. Что такое атма самарпана (настоящее шаранагати)? Ничего мы не скрываем от Гурудева. «Чтобы бы ни было, Гурудев защитит меня.» Признак предавшейся души - Он совершает севу, следуя наставлениям Гурудева. «Если я предамся Гурудеву, вообще не будет беспокойств.» Многие просят о милости Гурудева. Кланяюсь, сажусь поближе к Гурудеву (чтобы другие думали что я близок Гурудеву). Они говорят (много) Гурудеву. Но их катха безжизненная. Гурудев всё понимает. Глупому надо говорить много. Разумный поймёт с одного слова. Мы думаем что надо много рассказывать Гурудеву. Гурудев сразу поймёт (с первого слова). Многие приходят в храм. Для чего? Просят ли они Гопала о севе? Нет. «Я много служу. О Гопал. Пожалуйста исполни моё желание.» «Гопал не исполняет моё желание, я пойду в другой храм.» Когда человек молится Кришне о материальных желаниях, почему он не спросит Гуру об этом? Он прячет в сердце это и внешне просит Гуру о милости. Зачем мы молим о милости? Мы не говорим Гуру что наша джапа плохая, наш бхаджан плохой.. Механически мы просим о милости (как диктофон). Кто сокрушается о плохой джапе, плохой садханой (перед Гурудевом), Гурудев проявит симпатию к нему. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: «Все они не ученики, они мои Гуру.» Почему так он говорит? Нет веры у них. Поэтому Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: «Я не Гуру. Я шишья, а они Гуру.» Настоящий садхака всегда зависит от Гуру. Он удачлив. Он разовьёт свой бхаджан за очень короткое время. Это бхаджана рахасья (секрет бхаджана). Преданные много цветов и благовоний предлагают фотографии Гуру. Что это? Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит: Это прана хина крия (безжизненная деятельность). Мы написали одно подношение на Вьяса пуджу Гурудеву (после его ухода): «Разве вы явились здесь в форме мурти только чтобы принимать дхупу дипу?» Бхактисидханта Сарасвати Тхакур говорит тут об этом. Гурудев явился в форме мурти (или фото), но как мы сможем жить без его наставлений? Очень болезнено это для нас. Если я не прогрессирую в садхане, что толку в моей жизни? Садхака смотрит за развитием своей садханы (день за днём). Единственный секрет - удовлетворить желание Гурудева. Кто удовлетворит желание Гуру его садхана бхаджана будет развиваться день за днём. Не должно быть это просто словами (я солью свои желания с желаниями Гуру). Надо быть очень серьёзным в том чтобы удовлетворить желание Гуру. Гурудев был на падаятре. Один старший преданный хотел поговорить с Гурудевом (получить благословление на шафран). Я сказал ему: - Гуру уже знает об этом? - Нет. - А как вы хотите попросить? - «О Гурудев. Я хочу отречься от семейной жизни. Пожалуйста пролейте милость.» - Но это ваше желание? Не желание Гуру? - Да. Это моё желание. - Почему вы своё желание хотите представить Гурудеву? Почему бы вам не спросить: «Гурудев. Как я могу удовлетворить вас? Скажите что мне сделать.» - Хорошо. Я так сделаю. Гурудев ему сказал полностью противоположное (ехать и заботиться о семье)… Не выполняем мы указания Гурудева. Поэтому мы несчастны в семейной жизни или мы несчастны в храмовой жизни. Мы должны слушать Гурудева и действовать в соответствии с желанием Гурудева. Тогда Кришна будет счастлив и Гуру будет счастлив. Тогда ничего не будет невозможного на пути бхаджана (пути бхакти). Из лекции Шри Шрипад Чайтаньи Чандры даса Гурудева 2023.02.05